Все большую популярность среди потребителей приобретает интернет - торговля, поскольку реализация товаров через интернет - магазины удобна и выгодна как для продавцов, так и для покупателей. В отличие от покупок в магазине, при дистанционном способе приобретения моменты выбора, заказа и оплаты товара, как правило, не совпадают. В связи с этим могут возникать спорные ситуации. Споры в отношении приобретенного дистанционным способом товара возникают, как правило, в следующих случаях: при получении товара потребителем обнаружено несоответствие товара заказу (например, оттенок, цвет); покупателю доставлен товар ненадлежащего качества; товар либо не был доставлен, либо доставлен с нарушением определенного продавцом срока. Рассмотрим эти ситуации. 1. Получение товара, не соответствующего заказу. В данной ситуации следует руководствоваться статьями 4 и 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее Закон). Если товар надлежащего качества, но отличается от того, что заказывал потребитель, то Законом в этой связи потребителю предоставлено право: отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней; отказаться от товара в течение 3 месяцев, если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме; потребовать возврата стоимости товара, либо замены товара на указанный потребителем при заказе. 2. Доставлен товар ненадлежащего качества. В этом случае потребитель согласно ст.ст. 18-24 Закона вправе потребовать от продавца: замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; возврата уплаченной суммы. 3. Товар не доставлен, либо доставлен с нарушением оговоренного срока доставки. В подобной ситуации ст. 23.1 Закона предусмотрены следующие действия: 3.1. В случае планирования оплаты товара непосредственно при его получении: отказ от оплаты и принятия товара; установление нового срока для передачи товара. 3.2. В случае если оплата товара была произведена при оформлении заказа: установление нового срока для передачи оплаченного товара; требование возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Если доставка товара была произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором (п.20 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2463). Важно знать! В случае неполучения товара по вине потребителя договором розничной купли продажи может быть предусмотрена оплата повторной доставки, оплата за хранение товара в месте выдачи более установленного продавцом срока получения осуществляется также потребителем. В данном случае это не будет нарушением. Как предъявить требования и направить претензию? При возникновении спора необходимо направить письменную претензию (описать ситуацию и указать требования, а также приложить копии документов, имеющих отношение к существу вопроса), способ и форма, которой должны быть указаны продавцом. В случае отсутствия размещенной продавцом информации о способе и форме направления претензии, ее необходимо вручить продавцу в двух экземплярах, получив в своем экземпляре отметку о принятии (печать, подпись, дата), либо направить ее на электронный адрес (при наличии) или юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если в течении десяти (календарных) дней с момента получения обращения разрешить данную ситуацию в досудебном порядке не представится возможным, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что крупные интернет платформы (OZON, Яндекс.Маркет, Wildberries и другие), по своей правовой сути зачастую являются лишь агрегаторами. Агрегатор – организация, которая является владельцем программ и (или) сайтов в сети Интернет и предоставляет потребителю возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара. Продавцом товара в большинстве случаев торговая площадка не является. При покупке товара на торговой площадке и в случае наличия спора, требования необходимо предъявлять непосредственно продавцу. Сделать это можно через личный кабинет агрегатора, либо связавшись непосредственно с самим продавцом. Сведения о продавце содержатся в карточках товаров, а также в чеках покупок с указанием ИНН продавца/поставщика. Что делать в случае отказа продавца в выполнении требований потребителя? Если при каждом из вышеописанных обстоятельств не получилось урегулировать спор в претензионном порядке, то дальнейшее разрешение спора возможно исключительно в судебном порядке.