С 05.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2022 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 478-ФЗ), которым были среди прочего внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ) и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-I). В статью 7 Закона № 2300-I были внесены изменения в части дополнения ее новым пунктом 4.1, которым вводится новое обязательное требование, являющееся предметом федерального государственного (контроля) надзора в области защиты прав потребителей. Пункт 4.1 статьи 7 Закона № 2300-I устанавливает запрет на продажу товара, в том числе импортного товара, содержащего информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность. Понятие товара дается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под которым следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот. Под информацией в силу положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) понимаются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В свою очередь информация, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, подразделяется, в том числе на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Таким образом, продажа товаров, в которых в материально-вещественной форме может быть воплощена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ограничено), будет определять состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.2 КоАП РФ, объективная сторона которого заключается в незаконной продаже товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К информационной продукции с информацией, запрещенной к распространению среди детей, дополненной такими видами информации как пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, а также способная вызвать у детей желание сменить пол, также отнесена информационная продукция, содержащая указанную запрещенную информацию на аудиовизуальном сервисе. Применительно к информационной продукции, запрещенной для детей, производителем и (или) распространителем такой продукции осуществляется обозначение её категории знаком информационной продукции в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) посредством текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей». Понятие «информационная продукция», содержащееся в п. 5 ст. 2 Закона № 436-ФЗ, является вполне определенным и не допускает его расширительного толкования, что не позволяет отождествлять его с продукцией (товарами), которые объективно не вправе называться «информационной продукцией» (такими товарами, например, являются игрушки, по отношению к которым применяется не классификация по категориям информационной продукции, а правила о возрастной адресности, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)).