Отношения в сфере заключения государственных контрактов регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

Данный Закон – это комплексный документ, который регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд; формирование и размещение заказа; заключение и изменение контрактов; исполнение контрактов и приемка контрактных результатов; мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.

По общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Закона).

Нарушение данных требований влечет административную ответственность по ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют, в том числе:

заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт (ч. 1);

заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2);

нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта (ч. 3).

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 7.32 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечен не только заказчик, но и исполнитель по контракту (субъекты правонарушения).

По ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ к административной ответственности могут быть привлечены только должностные лица заказчика.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 7.32 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Заключение контракта с нарушением объявленных условий или условий, содержавшихся в заявке участника закупки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной минимальной цены контракт (НМЦК) , но не менее 5 000 и не более 30 000 руб., на юридических лиц в размере 1% НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ).

Чаще всего заказчикам вменяют в вину следующие нарушения: информация о товаре не соответствует (или не в полной мере соответствует) сведениям, содержавшимся в заявке участника закупки, условия заключенного контракта отличаются от условий, которые содержались в проекте контракта, входившем в состав документации о закупке.

Состав данного административного правонарушения образует также заключение контракта с лицом, не представившим надлежащее обеспечение его исполнения.

Если же нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ/оказываемых услуг, штраф будет равен двукратному размеру дополнительно израсходованных бюджетных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения (ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ).

За нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).