Охрана труда

В нарушение статей 214, 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), приказа Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (далее – Примерное положение) не обеспечено функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ).

Рекомендуемые к принятию меры:

Создание и функционирование СУОТ.

Справочно: основой для создания и функционирования СУОТ является локальный нормативный акт, разрабатываемый работодателем с учетом Примерного положения и специфики деятельности организации.

Мероприятия, которые работодателю нужно проводить в рамках СУОТ, непосредственно связаны с основными процессами по охране труда (п. 47 Примерного положения, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н). При этом специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков являются базовыми процессами СУОТ организации. По их результатам формируется и корректируется реализация других процессов.

2. В нарушение статьи 223 ТК РФ, не определен ответственный работник в области охраны труда (не создана служба охраны труда).

Рекомендуемые к принятию меры:

Создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда (для работодателей, осуществляющих производственную деятельность, численность работников которых превышает 50 человек).

Справочно: при отсутствии у работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, службы охраны труда, специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование, их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

На основании Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2022 г. № 37, и специфики своей деятельности работодателю необходимо установить конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.

3. В нарушение статей 214, 219 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (далее – Постановление № 2464):

1) не обеспечено проведение вводного инструктажа по охране труда, надлежащее заполнение журналов регистрации инструктажей по охране труда;

2) отсутствует перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте;

3) не обеспечено прохождение обучения и проверки знаний членами комиссии по охране труда, работниками, не разработаны программы обучения по охране труда для работников.

Рекомендуемые к принятию меры:

  1. Проведение вводного инструктажа по охране труда.

Справочно: вводный инструктаж проводится до начала выполнения трудовых функций для вновь принятых работников, а также командированных в организацию, проходящих производственную практику.

При подготовке и проведению вводного инструктажа работодатель руководствуется Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила), утвержденными Постановлением № 2464 (вступили в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением отдельных положений).

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, которая разрабатывается на основе примерного перечня тем, содержащихся в Приложении № 1 к Правилам, с учетом специфики деятельности организации.

Порядок регистрации инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем. В соответствии с п.86, 87 Правил подготовлена памятка для работодателей по регистрации проведения инструктажей по охране труда (Приложение № 1 к рекомендациям).

2) Утверждение перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа.

Справочно: от прохождения первичного инструктажа могут освобождаться отдельные категорий работников при соблюдении следующих условий:

1. Трудовая деятельность работников связана с опасностью, источниками которой являются:

  • персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры),
  • аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации,
  • иная офисная организационная техника,
  • бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства.
  • другие источники опасности отсутствуют.

2. Условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.

  1. Организация для вновь принимаемых на работу работников, а также работников, переводимых на другую работу, прохождения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, обучения требованиям охраны труда.

Справочно: сроки прохождения обучения устанавливаются работодателем, но не должны превышать 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу соответственно. В дальнейшем обучение работника проводится раз в 3 года, а по программе выполнения работ повышенной опасности – раз в год (п. 36, 41, 59, 60 Правил). Внеплановое обучение проводится в течение 60 дней с даты наступления событий, указанных в п. 50 Правил (например, вступление в силу новых нормативных требований охраны труда, ввод нового оборудования и пр.).

Каждая программа обучения должна содержать информацию о темах обучения, количестве часов на каждую из них, практических занятиях, формах обучениях и проверки знаний.

Основная информация об организации обучения содержится в Памятке по обучению требованиям охраны труда (Приложение № 2 к рекомендациям).

Любое обучение работников заканчивается проверкой знания требований охраны труда, проведение которой регламентируется положениями раздела VII Правил. Результаты проверки знания требований охраны труда после обучения требованиям охраны труда оформляются в соответствии с пунктами 91-93 Правил.

4. В нарушение статей 214, 221 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее – Межотраслевые правила), приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Приказ № 1122н) не обеспечен надлежащий учет, контроль и нормы выдачи средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Рекомендуемые к принятию меры:

Приобретение за счет собственных средств и выдача СИЗ, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Справочно: предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее – типовые нормы), соответствующими его виду деятельности, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденными приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Межотраслевым правилам. Заполнять личную карточку учета выдачи СИЗ необходимо в соответствии с указанным образцом, полностью и достоверно указывая информацию во всех пунктах.

Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами согласно приложению № 1 к Приказу № 1122н. Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, доводятся до сведения работника в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

В типовых нормах определены минимальные требования к перечню выдаваемых СИЗ и смывающих средств. Не допускается их выдача не в полном объеме.

5. В нарушение части 3 статьи 225 ТК РФ, приказа Минтруда России от 29.10.2021 N 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней» (далее – Примерный перечень) отсутствует план мероприятий (программа, соглашение) по охране труда.

Рекомендуемые к принятию меры:

Ежегодная разработка Плана мероприятий по охране труда, обеспечение его реализации.

Справочно: в данный план включаются мероприятия из Примерного перечня, содержащего 33 пункта, например: проведение специальной оценки условий труда, выявление и оценка опасностей, проведение обучения по охране труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах и пр. Основные мероприятия работодателя в области охраны труда приведены в Приложение № 3 к рекомендациям.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно составлять не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Выявление вышеперечисленных типовых нарушений может служить основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000-5000 рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2000-5000 рублей, на юридических лиц – от 50000-80000 рублей.